|
|||||||||
С древних времён натуралисты, начиная с Эмпедокла (490-430 до нэ), классифицировали четыре природные стихии: Огонь, Воздух, Вода и Земля, как элементарную основу мироздания. |
Откуда пришли эти знания, доподлинно не известно, но четыре агрегатных состояния материи: плазменное, газообразное, жидкое и твёрдое прочно укладываются в современное представление о Вселенной. Число четыре символизирует необходимые жизненные потребности человека: тепло, дыхание, вода и пища. Элементарные стихии нашли отражение в мировых философских системах и религиях. В христианстве - четыре евангелиста, пророка, главных архангела и кардинальные добродетели (Мудрость, Твердость, Справедливость, Умеренность), а так же четыре главных дьявола и четыре всадника апокалипсиса. В буддизме это число определяет качество окружающего Мира. Средневековая наука, в лице Парацельса (1493-1541), утверждала, что земные процессы управляются четырьмя природными духами: саламандрами (духи Огня), сильфидами (духи Воздуха), ундинами (духи Воды) и гномами (духи Земли). Природные стихии со времён Гиппократа (460-356 до нэ) связаны с основными видами человеческого темперамента: холерик (Огонь), сангвиник (Воздух), флегматик (Вода) и меланхолик (Земля). Издревле четыре элемента разделяли на активные (мужские), это Огонь и Воздух и пассивные (женские) – Вода и Земля. Яркое выражение такого деления нашлось в китайской философии: Янь (Огонь и Воздух) и Инь (Земля и Вода). В классификацию двенадцати знаков Зодиака так же положено их соответствие четырём стихиям… Четыре времени года, плавно переходящие из одного в другой, наглядно показывают гармонию Природы и непрерывность жизни. Четыре части света позволяют обозначить наше местоположение, выбрать и продолжить путь… "Подобно тому, как все слова сложены из букв, так и все материи состоят из четырёх стихий". (Филон Александрийский, 25 до нэ - 50), еврейский теолог и философ). Задолго до Эмпедокла символическое упоминание четырёх элементов находим в Ветхом Завете (~ 600 до нэ; Иезекииль, 1:4-28). Видения пророка Иезекииля являют миру четырёх существ, у каждого из которых было четыре лица: льва, человека, орла и тельца. Увиденное пророком получило название – Тетраморф. Суть единства отражена в изображении Сфинкса, который обладает телом быка, хвостом и лапами льва, крыльями орла и головой человека. Причины и время создания самого известного тетраморфа – Большого Сфинкса, остаётся загадкой до сих пор. Недавно был обнаружен фрагмент Сфинкса датируемый временем правления фараона Менкаура (~ 4500 до нэ). В эпоху Нового Завета, четырёхликие фигуры пророка трансформировались в самостоятельные образы: один - с лицом льва, второй - человека, третий - орла и последний - тельца. В таком символизме Огня, Воздуха, Воды и Земли представлены составные части Единой природы, приводящие в порядок нашу земную действительность.
В эзотерической традиции, в том числе и картах Таро, элементы Огня, Воздуха, Воды и Земли занимают особое место. Наряду с зодиакальными и планетарными определениями они систематизируют и приводят в метафизическое соответствие сферы жизненного опыта человечества. В практике Таро природные элементы именуют мастями Жезлов, Мечей, Кубков и Пентаклей. Фрагмент картины "Видение Иезекииля", Рафаэль Санти. 1515-1518 гг. Флоренция, галерея Питти. |